Гонения на святителя Иоанна Шанхайского или «Калифорнийский конфликт» в Русской Зарубежной Церкви

Гонения на святителя Иоанна Шанхайского или «Калифорнийский конфликт» в Русской Зарубежной ЦерквиВ 2019 году жизнь Русской Зарубежной Церкви была отмечена значительным юбилеем – 25-летием канонизации святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. 28-29 июня в Радосте-Скорбященском кафедральном соборе г. Сан-Франциско при большом стечении духовенства и народа состоялись торжества.

Великий архипастырь Русского рассеяния архиепископ Иоанн (Максимович; 1896-1966) был родом из нынешней Восточной Украины. После революции вместе с родителями эмигрировал в Сербию. Там будущий святитель, уже имевший юридическое образование, окончил богословский факультет Белградского университета, а вскоре принял монашество и священный сан. После рукоположения отец Иоанн начал активную педагогическую деятельность. В 1934 году иерархи Русской Зарубежной Церкви избрали и рукоположили достаточно известного к тому времени священника Иоанна в сан епископа, и назначили его на Шанхайскую викарную кафедру (с 1946-го — самостоятельная), на которой он служил до 1949 года. Годы служения епископа Иоанна в Китае отмечены строительством церквей, больниц и детских домов. После прихода к власти в Китае коммунистов, владыка вместе с паствой покинул страну и поселился на филиппинском острове Тубабао. В 1951 году архиепископ Иоанн возглавил Западно-Европейскую кафедру. В эти годы стараниями святителя Гонения на святителя Иоанна Шанхайского или «Калифорнийский конфликт» в Русской Зарубежной Церквибыло построено несколько храмов, а также восстановлено почитание западнохристианских святых неразделенной Церкви. Служение и деятельность архиепископа Иоанна имели большое уважение и высокую оценку у современников, причем не только среди православных христиан, но и среди представителей других конфессий. Владыку Иоанна всегда отличало то, что было характерным для святых угодников – он не делил людей на православных и не православных, на богатых и бедных, для него был важен сам человек как творение Божие. Поэтому он нередко молился у кровати нищего или ребенка, которые не были членами Православной Церкви.

В 1962 году Архиерейский Синод перевел архиепископа Иоанна в Сан-Францисскую и Западно-Американскую епархию, где он провел всего четыре года, до самой смерти. Этот период оказался временем скорбей и искушений в жизни святого.

Ко времени прибытия святителя в Сан-Франциско местная русская община переживала глубокий раскол. Он сразу принялся за преодоление разобщенности и налаживание мира, из-за которого, в частности, остановилось строительство кафедрального собора в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Вскоре на владыку Иоанна обрушилось настоящее гонение, которое возглавили некоторые иерархи Русской Зарубежной Церкви.

Первым делом архиепископ разобрался с проблемами строительства собора. Ознакомившись с финансовыми документами, он инициировал переизбрание старосты и приходского совета собора. Приходское собрание поддержало своего архипастыря, и в скором времени строительство возобновилось, однако, мира это не принесло, а лишь переполнило чашу терпения противников сан-францисского архипастыря. А среди них было немало влиятельных лиц, в частности, это архиепископ Вашингтонский Никон (Рклицкий), архиепископ Лос-Анджелесский Антоний (Синкевич), будущий Первоиерарх архиепископ Канадский Виталий (Устинов), архиепископ Чикагский Серафим (Иванов), секретарь Архиерейского Синода протопресвитер Георгий Граббе. Их дополняли местные деятели, которые после приходских перевыборов остались не у дел. Отметим еще одно обстоятельство. В то время Первоиерарху Митрополиту Анастасию (Грибановскому) было почти 90 лет. Часть Русской Зарубежной Церкви видела следующим главой Церкви архиепископа Иоанна, а другая часть – именно архиепископа Никона.

Гонения на святителя Иоанна Шанхайского или «Калифорнийский конфликт» в Русской Зарубежной ЦерквиВ результате этого процесса владыку Иоанна обвинили в хищении церковных денег при строительстве собора. Абсурдность этого обвинения понимали все, кто хорошо его знал, или хотя бы единожды видел. Святитель не был внешне похож на большинство иерархов, прежде всего, аскетизмом, отношением к материальным благам и атрибутам своего высокого сана. Он часто ходил босиком, а его одежда и богослужебные ризы не выглядели новыми. Вдобавок, противники владыки необоснованно обвинили его в прокоммунистических взглядах (в то время в Русской Зарубежной Церкви было крайне отрицательное отношение к коммунистической советской власти). На заседании Архиерейского Синода 1963 года (проходил вскоре после Фоминой недели) заранее подготовленным решением архиепископа Иоанна освободили от должности управляющего епархией. Это вызвало сильное возмущение сан-францисской паствы и владыку Иоанна оставили временно управляющим. Это дело вошло в церковную историю под названием «Сан-Францисская смута» или «Калифорнийский конфликт».

Суд Сан-Франциско принял иск о финансовых нарушениях к рассмотрению. Вообще данное судебное разбирательство вызвало большой резонанс в обществе, в том числе, ввиду широкой известности обвиняемого. За развитием следили все городские СМИ. Первым делом суд назначил экспертизу финансовых дел в епархии, которая показала однозначный результат: никаких финансовых нарушений за время управления епархией архиепископом Иоанном нет.

Гонения на святителя Иоанна Шанхайского или «Калифорнийский конфликт» в Русской Зарубежной ЦерквиСудебное заседание проходило жарким летом 1963 года. Вместе с противниками архиепископа Иоанна, о которых упоминалось выше, были и его сторонники, в частности, архиепископ Чилийский Леонтий, епископы Эдмонтонский Савва и Сиэттлийский Нектарий. Судья Эдвард О’Дэй, ирландец и ревностный католик, впервые в истории судебной практики США разрешил обвиняемому читать молитву перед каждым заседанием. Еще одной особенностью было то, что ответчик весь процесс промолчал – это было молчание человека, который не искал себе оправданий, а лишь ожидал окончательного решения. В переполненном зале судья полностью оправдал обвиняемого по части финансовых нарушений, а по вопросу перевыборов приходского совета отметил, что этот вопрос вне американского правосудия.

13 августа 1963 года Архиерейский собор утвердил архиепископа Иоанна на Сан-Францисской кафедре. Однако смута и гонения на святителя не прекратились. Добавим, что и иерархи сторонники святителя Иоанна также претерпели притеснения. Проигравшая сторона вскоре провела собрание инициативной группы противников архиепископа Иоанна. Посыпались новые надуманные обвинения и новые иски. Владыку вовлекли в продолжительные судебные разбирательства, которые продолжались еще в 1965 году. Клевету, лживые обвинения и гонение святитель Иоанн претерпевал с молитвой, кротостью и любовью к врагам. Однако близкие видели, как из-за обрушившихся тяжб и гонений, святой сильно изменился внешне.

Гонения на святителя Иоанна Шанхайского или «Калифорнийский конфликт» в Русской Зарубежной ЦерквиВ 1964 году Всехскорбященский кафедральный собор в Сан-Франциско был практически завершен (освящен в 1965-м). В том же году Первоиерарх Митрополит Анастасий (Грибановский) ушел на покой по состоянию здоровья. На Соборе, проходившем с целью избрания преемника Первоиерарха, голоса почти ровно разделились между архиепископами Иоанном и Никоном. Тогда владыка Иоанна обратился с просьбой принять на себя управление Церковью самому молодому из иерархов Русской Зарубежной Церкви — епископу Брисбенскому Филарету (Вознесенскому). Его поддержал Митрополит Анастасий и единогласным решением собор архиереев.

Архиепископ Иоанн (Максимович) мирно упокоился в июне 1966 году. Это произошло в городе Сиэттле, куда он доставил для паствы чудотворную Курскую-Коренную икону Божией Матери. По воспоминаниям одной женщины из духовных чад владыка, незадолго до смерти он сказал, что скоро умрет, причем это произойдет не Сан-Францисско, а именно в Сиэттле.

Похоронили святителя после многочасового богослужения при огромном стечении верующих в крипте возведенного им кафедрального собора Сан-Франциско. Перед этим в течение 6 дней тело почившего владыки находилось в соборе, но, несмотря на летнюю жару, не было никакого запаха тления, а его рука оставалась мягкой. Позже Первоиерарх Митрополит Филарет (Вознесенский) назвал это явным нетлением.

Гонения на святителя Иоанна Шанхайского или «Калифорнийский конфликт» в Русской Зарубежной ЦерквиВ 1993 году комиссия по прославлению архиепископа Иоанна, открыв его мощи, обнаружила их нетленными. А в 1994 году, ровно через 28 лет после упокоения, состоялось его прославление в лике святых. К слову, единственным противником этого был доживший к тому времени архиепископ Лос-Анджелесский Антоний (Синкевич), один из главных инициаторов гонения на святителя Иоанна. Возглавил прославление Первоиерарх Митрополит Виталий (Устинов), который в 1960-е годах также был в числе противников архиепископа Иоанна. Ко времени канонизации святого он оставил в прошлом все личное и в конце жизни сам был втянут в судебные разбирательства.

Сегодня, через почти через 50 лет после упокоения и 25 лет после канонизации святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, он является одним из самых известных и чтимых святых Русской Православной Церкви, в честь которого по всему миру построено порядка десяти храмов.

Оцените статью:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 4,64 / 36
Загрузка...
by